Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Рынок: условия функционирования, виды, законы и функции

Экономика 16.01.2020 0 4477 Нашли ошибку? Ссылка по ГОСТ

Рынок — это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения экономических благ и процессов, обеспечивающих обмен между экономическими субъектами товаров и услуг. Понятие рынка тесно связано с понятием рыночной экономики.

Определение рыночной экономики

Рыночная экономика — это экономическая система, опирающаяся на принципы свободного предпринимательства и конкуренции, рыночного ценообразования и многообразия форм собственности.

Благодаря рынку каждый день в мире совершаются миллиарды экономических операций – люди покупают, продают, производят и потребляют товары и услуги в огромном количестве. Это стало возможно благодаря свободному товарообороту.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Условия для работы рынка

Для осуществления свободного товарооборота и, соответственно, функционирования рынка, необходимо выполнение пяти условий:

  1. Нерегулируемое (свободное) предложение. Производитель должен иметь право сам решать: что, каким образом и в каких количествах производить.
  2. Нерегулируемый спрос. Потребитель должен иметь право самостоятельно принимать решение о том, какие экономические блага, у какого производителя, как и сколько ему покупать.
  3. Нерегулируемая цена. Цены на товары и услуги должны полностью зависеть от соотношения спроса и предложения.
  4. Конкуренция. Товаропроизводители должны находиться в  состоянии постоянного соперничества друг с другом (борьбы) за покупателя — производители не могут конкурировать уходят с рынка.
  5. Свободная предпринимательская деятельность. Государственная система не должна препятствовать производителям в выборе стратегии правомерной экономической деятельности и её осуществлении.

Законы рынка

Рынок, как и всякий механизм, работает по определенным законам. Законы рынка основаны на условиях, необходимых для его функционирования. Выделяют четыре главных закона.

Закон спроса

Если увеличить стоимость товара, не изменяя прочих его характеристик, спрос на этот товар упадёт.

Помимо ценового фактора, на спрос влияют изменения в:

  • уровне доходов населения;
  • структуре населения;
  • ценах на другие блага;
  • сфере предпочтений покупателей и др.

Закон предложения

По мере увеличения стоимости товара, количество, предлагаемой рынком продукции, будет также увеличиваться (при том, что прочие условия останутся неизменны).

Неценовыми факторами, влияющими на величину (количество) предложения являются:

  • изменение уровня расходов на производство;
  • появление конкурентов, производящих схожую продукцию;
  • изменение политической ситуации;
  • природные и техногенные катаклизмы.

Закон равновесной цены

Равновесная цена будет установлена, если будет достигнут баланс между спросом и предложением.

Равновесная цена – цена на продукцию, одинаково удовлетворяющая и производителя и покупателя.

Закон конкуренции

Товаропроизводители находятся в состоянии постоянной борьбы друг с другом за потребителей. Для того, чтобы склонить их к выбору своей продукции, производители совершенствуют производство, через:

  • пересмотр издержек производства;
  • снижение себестоимости;
  • улучшение качества товаров и услуг;
  • расширение ассортимента;
  • увеличение производительности труда;
  • переориентацию рынков сбыта;
  • применение новых маркетинговых приёмов и др.

Классификации рынков

В экономической теории выделяют множество критериев для характеристики структуры рынка. Самыми распространенными являются следующие классификации:

  • по товарным группам: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок материалов и сырья и др;
  • по географическому охвату:местные (локальные), региональные, национальные, мировой;
  • по характеру конкуренции выделяют: монопольный рынок (полное отсутствие конкуренции), олигопольный рынок (несколько производителей, которые делят рынок между собой), рынок монополистической конкуренции (относительно большое число производителей, которые предлагают потребителям продукцию со схожей характеристикой), рынок совершенной конкуренции (множество компаний предлагают идентичные (одинаковые) товары или услуги);
  • по уровню насыщения продукцией: равновесный, дефицитный рынок, избыточный рынок;
  • по законности продаж: легальный и нелегальный ( теневой, “черный”);
  • по характеру продаж: оптовый и розничный.

Классификация по объемам рынка

  1. Рынок потребительских товаров: продовольственные и промышленные (непродовольственные) товары.
  2. Рынок факторов производства (рынок производства): рынок труда, рынок средств производства, рынок земли, рынок капитала.
  3. Финансовый рынок: денежный рынок (кредиты и ссуды), рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя, чеки и др.).

Функции рынка

Регулирующая функция

Капиталы перетекают из менее выгодных отраслей экономики в более выгодные, приводя в равновесие спрос и предложение.

Ценообразующая функция

В процессе взаимодействия потребителей, задающих спрос, и производителей, создающих предложение, на рынке формируется цена.

Стимулирующая функция

Рыночные механизмы побуждают производителей совершенствовать производство необходимых обществу экономических благ.

Информационная функция

Рынок даёт всем экономическим субъектам информацию о количестве товаров и услуг, качестве продукции и её ассортименте.

Посредническая функция

Рынок образует связи между производителями и потребителями, и обеспечивает их взаимодействие.

Санирующая функция

Рынок самостоятельно избавляется от неэффективной хозяйственной деятельности.

Вывод

Рыночный механизм является наиболее эффективной формой организации экономической жизни общества. Он приносит выгоду всем субъектам экономических отношений почти в равной степени.

Конкуренция между товаропроизводителями позволяет потребителям покупать необходимое им количество качественной продукции по приемлемой цене, производителям — получать прибыль и совершенствовать производство, а экономической системе — развиваться.

Помимо прочего, рынок способствует развитию не только экономической сферы жизни общества, но и политической, духовной и социальной.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter
Аватар
Герман К.
Редактор.
Автор статей, сценариев и перевода текстов в разных сферах.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4477
Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *