Определение и виды рыночных структур

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Структура рынка — внутренняя конфигурация рынка, его основные черты, порядок расположения отдельных элементов.

По объектам рынка выделяют следующие структуры рынка:

Рынок товаров и услуг — вид рынка, на котором осуществляется сделки купли-продажи предметов потребления и  средств производства. В связи с этим рынок товаров и услуг можно разделить на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок правительственных заказов.

На первом субъектами выступают как физические, так и юридические лица, обменивающиеся товарами личного производства как покупатели и продавцы; на втором — отдельные фирмы и лица, создающие продукцию производственного назначения.

На рынке правительственных заказов правительство является основным покупателем товаров для общественных нужд, в результате чего  деятельность правительства выступает в виде общественных благ.

Рынок капиталов представляет собой часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства сроком обращения более одного года. На рынке капиталов представлены такие инструменты, как государственные облигации, облигации и акции акционерных обществ, паи и акции инвестиционных фондов, производственные ценные бумаги и т.д.

Участниками данного типа рынка являются брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые компании, т.е. профессиональные участники рынка ценных бумаг. Рынок капитала делится на первичный, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг, и вторичный — где обращаются уже выпущенные активы.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Именно на рынке труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Особенностью рынка труда является то, что на нем покупается не сам индивид, а трудовые услуги.

При этом немаловажное значение придается знаниям, умениям и навыкам, квалификации человека. Компенсация за труд представлена не только в виде заработной платы, но и иными формами поощрения (премии и иные денежные вознаграждения, социальное обеспечение и др.).

Финансовый рынок представляет собой структуру, благодаря которой в условия рыночной экономики создается возможность проведения кредитной политики, совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, инвестиционных продуктов, ценных металлов. Также в оборот на финансовом рынке могут быть включены иные активы, обладающие высокой ликвидностью.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее купля-продажа конечному потребителю.

Рынок информации максимально индивидуализирован, как правило, на нем задействовано минимальное количество участников, что предполагает ограниченную конкуренцию или ее отсутствие. Главным регулятором  спроса и предложения на рынке информации является цена, которая оправдывает риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель.

По географическому положению выделяют следующие структуры рынка.

  • местный рынок — рынок, ограниченный территорией одного населенного пункта (например, рынок сувениров курортов Краснодарского края);
  • региональный рынок предполагает распространение товаров и услуг в пределах одного или нескольких близлежащих регионов (например, рынок минеральной воды КМВ);
  • национальный рынок — рынок, на котором распространение товаров и услуг ограничено территорией государства (например, всероссийский рынок сотовой связи);
  • мировой рынок, т.е. рынок, который не имеет территориального ограничения, субъектами которого зачастую выступают государства (например, мировой рынок нефти).

По механизму функционирования выделяют следующие структуры рынка:

Рынок свободной конкуренции предполагает рынок, который функционирует  в условиях совершенной чистой конкуренции. Для такого рынка, как правило, характерны высокая ликвидность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Вход на рынок новых игроков свободен, равно как и выход с него старых. На рынке свободной конкуренции, как правило, товары и услуги имеют однородный характер (например, нефть, пшеница), а цена на него определяется самим рынком под воздействием спроса и предложения.

Монополизированный рынок — рынок, на котором имеется один производитель и множество потребителей. Для рынка такого типа характерно то, что у монополиста нет прямых конкурентов, поэтому он может свободно манипулировать ценой.

Особенностью такого рынка является наличие барьеров входа на рынок и выхода из него, которые могут выражаться в наличии исключительного права на занятие тем или иным видом деятельности, контроль одной фирмы над специфическим ресурсом и т.д. Примером монополистического рынка может служить рынок услуг скоростных подземных перевозок пассажиров в г. Москва.

Рынок монополистической конкуренции представляет собой рынок, на котором представлен один крупный участник и множество мелких, неспособных составить высокую конкуренцию доминирующему участнику (например. рынок проводной телефонной связи).

Олигополистический рынок — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка (например, в России это рынок сотовой связи).

Регулируемый рынок представляет собой такое состояние рынка, при котором протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию в лице государства или уполномоченных на это органов.

Основной метод регулирования — метод государственного регулирования, выраженный в нормативно-правовом, административном, экономическом воздействии. Как правило, регулируются уровень занятости, денежно-кредитная сфера, ценообразование, обращение и накопление капитала, конкуренция и т.д.

По степени насыщенности выделяют:

  • равновесный рынок — рынок, на котором производители предлагают к продаже ровно такое количество товара, блага, которое потребители готовы приобрести. Иными словами, на равновесном рынке объем спроса равен объему предложения;
  • дефицитный рынок представляет собой рынок, на котором спрос превышает предложение. В таких условиях производитель товара, блага диктует цену на готовую продукцию;
  • избыточный рынок — рынок, на котором объемы производства продукции, т.е. предложение, превышает существующий на нее спрос.

По отношению к законодательству:

  • легальный рынок, т.е. законный рынок
  • нелегальный рынок, т.е. незаконный.

По объёму товаров и услуг:

  • розничный рынок — рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи единичных товаров и услуг;
  • оптовый рынок — рынок, на котором реализуются крупные партии. Как правило, участниками на таком рынке являются крупные торговые фирмы, предприниматели, которые приобретают крупные партии товаров  для их последующей розничной реализации.

Вывод

Итак, структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1281

Помощь студентам

Узнайте, сколько стоит ваша работа

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также