Структура рынка

Рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг по поводу установления цены, обеспечивающий обмен продуктами труда. Под структурой рынка понимают внутреннее расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объеме рынка.

Анатолий
0 6958
Помощь в написании работы

Определение и виды рыночных структур

Структура рынка — внутренняя конфигурация рынка, его основные черты, порядок расположения отдельных элементов.

По объектам рынка выделяют следующие структуры рынка:

Рынок товаров и услуг — вид рынка, на котором осуществляется сделки купли-продажи предметов потребления и  средств производства. В связи с этим рынок товаров и услуг можно разделить на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок правительственных заказов.

На первом субъектами выступают как физические, так и юридические лица, обменивающиеся товарами личного производства как покупатели и продавцы; на втором — отдельные фирмы и лица, создающие продукцию производственного назначения.

На рынке правительственных заказов правительство является основным покупателем товаров для общественных нужд, в результате чего  деятельность правительства выступает в виде общественных благ.

Рынок капиталов представляет собой часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства сроком обращения более одного года. На рынке капиталов представлены такие инструменты, как государственные облигации, облигации и акции акционерных обществ, паи и акции инвестиционных фондов, производственные ценные бумаги и т.д.

Участниками данного типа рынка являются брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые компании, т.е. профессиональные участники рынка ценных бумаг. Рынок капитала делится на первичный, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг, и вторичный — где обращаются уже выпущенные активы.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Именно на рынке труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Особенностью рынка труда является то, что на нем покупается не сам индивид, а трудовые услуги.

При этом немаловажное значение придается знаниям, умениям и навыкам, квалификации человека. Компенсация за труд представлена не только в виде заработной платы, но и иными формами поощрения (премии и иные денежные вознаграждения, социальное обеспечение и др.).

Финансовый рынок представляет собой структуру, благодаря которой в условия рыночной экономики создается возможность проведения кредитной политики, совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, инвестиционных продуктов, ценных металлов. Также в оборот на финансовом рынке могут быть включены иные активы, обладающие высокой ликвидностью.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее купля-продажа конечному потребителю.

Рынок информации максимально индивидуализирован, как правило, на нем задействовано минимальное количество участников, что предполагает ограниченную конкуренцию или ее отсутствие. Главным регулятором  спроса и предложения на рынке информации является цена, которая оправдывает риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель.

По географическому положению выделяют следующие структуры рынка.

  • местный рынок — рынок, ограниченный территорией одного населенного пункта (например, рынок сувениров курортов Краснодарского края);
  • региональный рынок предполагает распространение товаров и услуг в пределах одного или нескольких близлежащих регионов (например, рынок минеральной воды КМВ);
  • национальный рынок — рынок, на котором распространение товаров и услуг ограничено территорией государства (например, всероссийский рынок сотовой связи);
  • мировой рынок, т.е. рынок, который не имеет территориального ограничения, субъектами которого зачастую выступают государства (например, мировой рынок нефти).

По механизму функционирования выделяют следующие структуры рынка:

Рынок свободной конкуренции предполагает рынок, который функционирует  в условиях совершенной чистой конкуренции. Для такого рынка, как правило, характерны высокая ликвидность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Вход на рынок новых игроков свободен, равно как и выход с него старых. На рынке свободной конкуренции, как правило, товары и услуги имеют однородный характер (например, нефть, пшеница), а цена на него определяется самим рынком под воздействием спроса и предложения.

Монополизированный рынок — рынок, на котором имеется один производитель и множество потребителей. Для рынка такого типа характерно то, что у монополиста нет прямых конкурентов, поэтому он может свободно манипулировать ценой.

Особенностью такого рынка является наличие барьеров входа на рынок и выхода из него, которые могут выражаться в наличии исключительного права на занятие тем или иным видом деятельности, контроль одной фирмы над специфическим ресурсом и т.д. Примером монополистического рынка может служить рынок услуг скоростных подземных перевозок пассажиров в г. Москва.

Рынок монополистической конкуренции представляет собой рынок, на котором представлен один крупный участник и множество мелких, неспособных составить высокую конкуренцию доминирующему участнику (например. рынок проводной телефонной связи).

Олигополистический рынок — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка (например, в России это рынок сотовой связи).

Регулируемый рынок представляет собой такое состояние рынка, при котором протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию в лице государства или уполномоченных на это органов.

Основной метод регулирования — метод государственного регулирования, выраженный в нормативно-правовом, административном, экономическом воздействии. Как правило, регулируются уровень занятости, денежно-кредитная сфера, ценообразование, обращение и накопление капитала, конкуренция и т.д.

По степени насыщенности выделяют:

  • равновесный рынок — рынок, на котором производители предлагают к продаже ровно такое количество товара, блага, которое потребители готовы приобрести. Иными словами, на равновесном рынке объем спроса равен объему предложения;
  • дефицитный рынок представляет собой рынок, на котором спрос превышает предложение. В таких условиях производитель товара, блага диктует цену на готовую продукцию;
  • избыточный рынок — рынок, на котором объемы производства продукции, т.е. предложение, превышает существующий на нее спрос.

По отношению к законодательству:

  • легальный рынок, т.е. законный рынок
  • нелегальный рынок, т.е. незаконный.

По объёму товаров и услуг:

  • розничный рынок — рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи единичных товаров и услуг;
  • оптовый рынок — рынок, на котором реализуются крупные партии. Как правило, участниками на таком рынке являются крупные торговые фирмы, предприниматели, которые приобретают крупные партии товаров  для их последующей розничной реализации.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Вывод

Итак, структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Автор статьи

Анатолий Овруцкий
Анатолий Овруцкий
Автор научных статей и методических указаний, кэн

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *