0 +1 -1
Надежда спросил 2 года назад

Актуальность, цель, задачи и научная новизна

1 ответ
0 +1 -1
Елена Вечоркина Админ. ответил 2 года назад

Актуальность исследования. Бурый медведь – самый крупный представитель наземной фауны Камчатки. Он занимает вершину трофической пирамиды и, благодаря высокой плотности (одной из самых высоких из известных в мире), широкому распространению и разнообразию экологических связей играет важную биоценотическую роль в природных экосистемах полуострова. Трудно переоценить его экономическое, социальное и культурное значение. Образ бурого медведя широко используется в культуре аборигенных народов, населяющих Камчатский край. Благодаря доступности мест наблюдений и сезонным концентрациям на нерестилищах лососей и ягодниках медведи Камчатки стали популярным объектом экологического туризма, фото- и видеосъемок.
Цель и задачи исследований. Цель работы – выявить основные аспекты экологии и поведения бурого медведя полуострова Камчатка для разработки предложений по оптимизации действующей модели охраны и управления его популяцией в условиях нарастающего антропогенного пресса. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) оценить современное состояние популяции: выявить динамику численности, показатели смертности, выживаемости, прироста поголовья;
2) определить пространственную, половозрастную, социальную структуру популяции;
3) исследовать онтогенез и биологические формы поведения медведя (оборонительное, пищевое, игровое, социальное; рассудочную деятельность);
4) изучить флористический состав растительных кормов, сезонный аспект питания, пищевые предпочтения;
5) выявить причины, типы конфликтов человека и бурого медведя;
6) проанализировать в сравнительном аспекте эффективность современной административно-территориальной модели охраны и управления популяцией бурого медведя и разработать предложения по ее оптимизации.
Научная новизна. Впервые изучен онтогенез поведения бурого медведя полуострова Камчатка в ходе реализации экспериментальной научно-исследовательской российско-канадской программы по возвращению осиротевших медвежат в естественную среду обитания. Выделены и охарактеризованы периоды формирования поведенческих реакций и основные биологические формы поведения бурого медведя (пищевое, оборонительное, социальное, игровое). Рассудочная деятельность, или элементарное мышление, как наиболее сложная форма поведения, изучена на примере конкретных ситуаций, при которых поведение медведя выходило за рамки выполнения наследственно обусловленных видовых стереотипов или использования результатов индивидуального жизненного опыта.