0 +1 -1
Вика спросил 3 года назад

Тема:
Индивидуально-психологические детерминанты адаптивного поведения студенток в конфликтных ситуациях
Помогите пожалуйста найти актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. Спасибо

1 ответ
0 +1 -1
Елена Вечоркина Админ. ответил 3 года назад

Актуальность темы исследования. Исследование проблемы адаптации личности всегда было и остается актуальным для психологической науки и практики. Актуальность проблемы адаптации увеличивается в случае изменения жизненных обстоятельств личности, условий ее деятельности, появления новых требований со стороны внешней среды. Одним из таких временных периодов в жизни человека является поступление в высшее учебное заведение и получение образования, что в свою очередь связано с необходимостью адаптироваться к новой социальной роли, к новому коллективу, видам учебной и профессиональной деятельности, изменившимся условиям жизни. Поэтому понимание адаптивного поведения и определяющих его индивидуально-психологических детерминант студентов в конфликтных ситуациях является актуальной проблемой.
 
Цель диссертационного исследования – теоретически обосновать и эмпирически выявить взаимосвязи между индивидуально-психологическими детерминантами адаптивного поведения студенток в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптивное поведение студенток в конфликтных ситуациях детерминируется: темпераментом, механизмами психологической защиты, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Гипотеза уточняется в следующих предположениях:
– структура адаптивного поведения студенток в конфликтных ситуациях представляет собой распределение индивидуально-психологических детерминант, совокупность которых определяет особенности поведения и уровень адаптации;
– индивидуально-психологические детерминанты адаптивного поведения студенток в конфликтных ситуациях – темперамент, механизмы психологической защиты, стратегии поведения в конфликтных ситуациях -взаимосвязаны;
– в зависимости от типа темперамента студенток различаются профили используемых ими механизмов психологической защиты и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ и обобщить основные зарубежные и отечественные подходы к исследованию адаптации и адаптивного поведения личности.
  2. Выявить содержательные особенности понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация» в психологической науке.
  3. Разработать теоретическую модель индивидуально -психологических детерминант адаптивного поведения студенток в конфликтных ситуациях.
  4. Проанализировать основные подходы к исследованию индивидуально-психологических детерминант адаптивного поведения в психологической науке.
  5. Выявить эмпирические взаимосвязи между особенностями адаптивного поведения студенток и его индивидуально-психологическими детерминантами – темпераментом, механизмами психологической защиты и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.

Методы исследования. В соответствии с предметом, целью и задачами исследования использовался комплекс методов:
– теоретические методы: теоретический анализ, систематизация, классификация, обобщение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: личностный опросник Г. Айзенка для определения темперамента; опросник Плутчика – Келлермана – Конте «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») для выявления механизмов психологической защиты; тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (методика СПА) для оценки адаптации
и интернальности; опросник М. Снайдера «Шкала социального самоконтроля» для выявления социальной приспособленности в адаптации Н.В. Амяга; авторская анкета для выявления представлений студентов о сложных жизненных, в том числе конфликтных, ситуациях;
– методы обработки данных: качественная и количественная обработка результатов исследования, графическое представление данных.