Исследование в дипломной работе — методы и примеры их использования

Дипломные работы 14.10.2024 0 11733

Метод исследования — это способ получения информации, помогающий решить задачи и достигнуть цели дипломной работы. В статье рассказываем о методах, приводим примеры для каждого, показываем, как выбрать и описать метод.

Исследование в дипломной работе — методы и примеры их использования

Какие бывают методы исследования

Методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Это деление основано на используемом способе получения информации: эмпирические методы построены на основе наблюдений за объектом, а теоретические — на основе полученной информации.

Кроме того, методы исследования делятся на количественные и качественные. С помощью количественных методов исследования измеряют свойства или характеристики объекта в численных показателях (ответ на вопрос “сколько?”), а с помощью качественных — получить развернутую аналитическую информацию (ответ на вопросы “как?” и “почему?”).

Также существуют конкретно-научные (специальные) методы исследования, которые работают только в конкретной дисциплине.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Теоретические методы

Абстрагирование

Абстрагирование — это мысленное выделение исследуемого предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или свойства предметов в отвлечении от самих предметов.

Пример:

Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, из физико-кинетических свойств тел важна только масса, остальные в рамках этого контекста в расчет не берутся.

Аналогия

Метод, с помощью которого делаются выводы о свойствах и характеристиках предмета на основе информации о свойствах и характеристиках схожих предметов.

Пример:

Исследователь получает некоторое представление о планетах Солнечной системы, имея на руках данные только об одной из них.

Классификация

С помощью классификации учащийся структурирует предметы исследования на группы, исходя из набора общих для них свойств. Ограничений на характер этих свойств нет.

Пример:

Исследователь классифицирует виды животных по географии их проживания.

Обобщение

В рамках обобщения исследователь объединяет объекты исследования в группу с учетом набора сходных свойств. Это помогает выявить общие характеристики группы объектов.

Пример:

Цепочка “роза” — “цветок” — “растение” — “живой организм”.

Сравнительный анализ

Сопоставление нескольких предметов исследования для выявления общих свойств и различий. Так сравниваются модели и классы техники, литературные и музыкальные жанры, стили в живописи и многое другое.

Пример:

Оценка эффективности работы предприятия через сравнение его показателей с показателями других компаний из той же сферы.

Синтез

В рамках синтеза исследователь объединяет выявленные в рамках анализа свойства и характеристики объекта в единое целое.

Пример:

После анализа работы отдельных частей автомобиля исследователь может с помощью синтеза полученных данных сделать вывод о работоспособности всей машины.

Прогнозирование

Метод заключается в формировании суждения о возможных состояниях объекта в будущем на основании известных его свойств и характеристик. Используется, например, в политологии.

Пример:

Исследователь изучает тенденции рынка, сложившиеся в прошлом и настоящем, и с помощью экстраполяции переносит их на будущее.

Эмпирические методы

Эксперимент

Эксперимент — это метод сбора информации о свойствах объекта и его поведении в специально созданных условиях (которые способствуют явному проявлению изучаемых характеристик). Эксперимент должен быть повторяемым.

Пример:

Открытие Исааком Ньютоном дисперсии света: исследователь закрыл окно темное тканью, проделал в ней отверстие, через которое проходил небольшой луч света. На пути света была установлена призма, а за призмой — экран. На экране наблюдалась “радуга”: белый луч солнечного света превратился в несколько разноцветных лучей.

Наблюдение

Исследователь наблюдает за объектом исследования, фиксирует полученную информацию, переходит к другим методам исследования. Часто используется в естественно-научных дисциплинах.

Пример:

Орнитолог наблюдает за поведением птиц в городской среде.

Описание / Измерение

Исследователь измеряет, если возможно, и фиксирует характеристики объекта исследования при помощи единиц измерения. Если свойство или характеристику невозможно измерить, то она описывается. Оба метода используются совместно с наблюдением или экспериментом.

Пример:

Физик описывает характеристики и свойства полупроводников в определенных условиях.

Моделирование

Разработка модели объекта исследования. Под моделью понимается копия (упрощенная или нет), имитация, симуляция, уменьшенный образ чего-либо. Часто моделирование используется в рамках конструирования, при разработке ИТ-технологий.

Пример:

Создание трехмерной модели нового вида специальной техники для разработки битумной шахты.

Анкетирование

Метод заключается в сборе информации в устном или письменном виде. В дальнейшем полученная информация обрабатывается при помощи других методов исследования.

Пример:

Исследователь проводит опрос среди студентов с целью оценки политических настроений среди аудитории от 20 до 25 лет.

Конкретно-научные (специальные) методы

Помимо общих для всех дисциплин теоретических и эмпирических методов существуют специальные методы, используемые в рамках только одной конкретной дисциплины.

В каждой дисциплине есть свои специальные методы:

  1. Биология: генеалогический, исторический, биохимический.
  2. Экономика: различные варианты специального анализа (нормативный, позитивный, статический), метод финансовых коэффициентов, метод построения экономических гипотез.
  3. Филология: различные варианты специального анализа (дискурсный, композиционный, интертекстуальный), биографический метод, трансформационный синтез и анализ.
  4. Социология: конкретно-социологический анализ, документальный метод, контент-анализ, метод опроса.

Примеры описания методов исследования в дипломной работе

Пример 1

Наши сравнительно-кариологические методы исследования показали, что исходные виды лиственниц имеют диплоидное число хромосом, равное 24.

Пример 2

В настоящей дипломной работе для решения поставленные задач были использованы следующие методы:
– сравнительно-исторический;
– структурно-типологический;
– сопоставительный анализ;
– контекстологический анализ-интерпретация художественного текста.

Пример 3

Методологическую основу работы составили следующие методы исследования: анализ, синтез, метод комплексного подхода, а также ряд частно-научных методов.

Как выбрать метод исследования

Выбор конкретного метода зависит от задачи, которую решает учащийся, и дисциплины, по которой пишется дипломная работа. К примеру, одни методы лучше подходят для естественных дисциплин, а другие — для гуманитарных.

Выбор метода исследования должен быть обоснованным и уместным в контексте дипломной работы, целей и задач, стоящих перед учащимся. Кроме того, использованные методы должны соответствовать содержанию исследования и способствовать получению точных результатов.

Видео о методах научного исследования

Выводы

Существует несколько классификаций методов исследования. Абсолютно все они не могут быть использованы в дипломе. Выбор методов исследования не может быть случайным, поскольку именно от него зависит достоверность исследования, а, значит, и оценка работы.

Выбирают методы на основании темы, цели и задач работы. Методы должны быть современными и помогать автору в исследовании.

Особенно большую роль это играет в том случае, если учащийся планирует дальнейшую научную деятельность, поскольку тема, выбранная для дипломной работы, будет прорабатываться во время учебы в магистратуре и аспирантуре.

В этом случае автор должен понимать, какие методы подходят для темы, какие новые методы добавить к уже имеющимся.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL + Enter

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

11733