Административная ответственность: что это такое и какие наказания предусмотрены?

Юриспруденция и право 07.04.2024 0 8238 Нашли ошибку? Ссылка по ГОСТ

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Для административной ответственности характерны следующие признаки:

  • собственная нормативно-правовая база, которую образуют Кодекс об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов государства об административных правонарушениях;
  • основанием административной ответственности является состав административного правонарушения;
  • субъектами административной ответственности являются в равной степени физические и юридические лица;
  • специфический вид и характер применяемых санкций. Комбинация санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои жизни правонарушителя, характерно только для административной ответственности;
  • внесудебный характер административной ответственности, который заключается в том, что наказание назначается должностными лицами государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке;
  • процессуальный порядок привлечения к административной ответственности отличается значительной упрощенностью содержания стадий административного производства.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство включает в себя:

  • кодифицированное федеральное законодательство – КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);
  • законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа;
  • нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных публичных органов, которые устанавливают порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Виды законодательств об административной ответственности

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях можно разделить на:

  • материальное законодательство, которое включает в себя КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
  • процессуальное законодательство, которое определяет публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативный акт, который принимается органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие повлечет за собой установление публичного правомочия лица или изменение/прекращение имущественного правомочия подозреваемого/нарушителя.

Общей чертой нормативного и ненормативного правовых актов является их обязательность для исполнения.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают как физические (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), так и юридические лица. В теории права выделяют три вида субъектов административной ответственности.

Общий субъект, т.е. вменяемое лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Специальный субъект предполагает лиц, которые характеризуются набором специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для конкретного состава правонарушения.

К ним относятся:

  • должностные лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои служебные обязанности;
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних;
  • собственники владельцы транспортных средств, совершившие административное правонарушение в области дорожного движения или в области благоустройства территории, выявленные и зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации;
  • собственники или иные владельцы земельных участков и иных объектов недвижимости, совершившие административное правонарушение в области благоустройства территории, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо размещения объектов благоустройства, зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации.

Особые субъекты, т.е. лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.

Установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством должностные лица, которые выполняют определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер производства по делу об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности, а именно:

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ;
  • члены Совета Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления;
  • уполномоченный по правам человека в РФ;
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов РФ.

Судьи.

Прокуроры.

Иностранные граждане, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов.

Несовершеннолетние.

Поводы для возбуждения дела

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административной ответственности, а именно:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения СМИ, которые содержат данные, указывающие на наличие административного правонарушения;
  • фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент совершения административного правонарушения, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений устанавливаются следующие виды административных взысканий.

Предупреждение – мера административного взыскания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание. которое может быть выражено в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения  предполагает принудительное изъятие предмета, являющегося орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему владельцу (собственнику) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное изъятие предмета, который является орудием совершения административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Минимальный срок специального права составляет один месяц, максимальный – два года.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случая, предусмотренных законодательством.

Административное приостановление деятельности – мера административного взыскания, которая заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Данная мера взыскания назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Обязательные работы предполагают выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы, или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Данное обязательство назначается судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день (в некоторых случаях до восьми часов в день).

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Факторы, исключающие наступление административной ответственности

Однако, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены факторы, исключающие наступление административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Иными словами, если возникла ситуация, при которой существовала угроза личности, ее правам или другим лицам и ее невозможно было устранить иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, то действия лица расцениваются как крайняя необходимость, что является исключающим фактором по делу об административном правонарушении.

Статья 2.8 КоАП РФ гласит, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости и не могло осознавать фактического характера и противоправности совершаемых действий (бездействия).

К категории невменяемости также относят действия (бездействие), совершенные лицом, находящимся в состоянии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующего его субъект.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс об административных правонарушениях является основным документом, регламентирующим порядок производства по делу об административном правонарушении.

Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать показания, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган.

Вывод

Таким образом, административная ответственностьэто вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно – властного характера за совершенное административное правонарушение.

 

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL + Enter

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

8238