О чем статья
Определение классической экономической теории
Классическая экономическая теория возникла во второй половине 18 века – в это время предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли сферы производства.
Господствующая до этого протекционистская политика (жесткий контроль со стороны государства) стала невыгодна ни государству, ни производителям и её место начала занимать концепция экономического либерализма и свободной конкуренции между производителями.
На период формирования классической школы экономики приходится и период становления экономической теории как науки, поэтому выделение экономики в отдельную науку во многом является заслугой представителей классической школы.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Основные идеи представителей классической школы
- Главной целью капиталиста является получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
- Увеличение богатства отдельного человека и всего государства может происходить только путем накопления капитала.
- Все люди эгоистичны, поэтому получение личной выгоды является для них приоритетной задачей.
- Для того, чтобы государству достичь максимального уровня развития во всех сферах (включая экономику), оно должно придерживаться идей либерализма.
- Уровень зарплаты зависит от востребованности данной профессии в настоящий момент.
- Чтобы функционировал закон спроса и предложения государству необходимо поддерживать свободную конкуренцию.
- Для совершения взаимовыгодных сделок каждый человек должен иметь представление о том, как функционирует рынок в целом и отдельные его отрасли.
- Источник богатства — это не внешняя торговля, как предполагали меркантилисты и не природу, как думали физиократы, а сферу производства и трудовую деятельность.
Этапы развития классической экономической школы
Классическая экономическая теория развивалась на протяжении двух веков и её идеи не раз реформировались. Выделяют четыре основных этапа её развития:
Первый этап
В этот период начала формироваться школа политической экономии. Представители этой школы разрабатывали идеи, которые противопоставлялись господствовавшей ранее доктрине меркантилизма. В дальнейшем система их взглядов получит название классической политической экономии.
Основными положениями классической политэкономии первого этапа были:
- Критика государственной политики протекционизма.
- Необходимость формирования цен на материальные блага в соответствии с количеством затраченного рабочего времени и трудовых ресурсов.
- Трансляция определяющего значения либеральных принципов ведения хозяйства в создании национального богатства.
Второй этап
Второй этап развития классической экономической теории связан с творчеством английского ученого Адама Смита. Его главной заслугой заслугами является — конструирование идей: «экономического человека» и «невидимой руки рынка». Идеи А. Смита способствовали более эффективной работе рынка в свободных от государственных вмешательств условиях.
Классическими для экономической теории, также стал, предложенный А. Смитом, закон разделения труда, как основного фактора роста эффективности производственной деятельности.
Идеи разработанные А. Смитом явились основой для многих современных экономических концепций.
Третий этап
Третий этап развития происходил в то время, когда в самых экономически развитых, на тот момент, странах (Англии и Франции) происходил переход от мануфактурного производства к фабричному.
Представители третьего этапа классической политэкономии называли себя последователями ученого-экономиста Адама Смита и развивали его идеи.
Один из последователей Смита, Д. Рикардо обосновал зависимость между стоимостью денег и их количеством в текущем обращении и впервые выявил тенденцию снижения нормы прибыли в условиях свободной конкуренции.
Другой последователь идей Адама Смита, Ж.Б. Сэй разработал «закон рынка» — один из самых известных законов классической политэкономии, который позже лёг в основу идей неоклассической экономической школы.
Четвертый этап
Четвертый этап развития классической экономической теории был окончанием широкого распространения классической политэкономии. Так, несмотря на популярность в научных кругах трудов Дж. Милля и К.Маркса, симпатизирующих рабочему классу и продвигающих идеи социализма и реформ, в это время уже началось формирование нового прогрессивного направления — неоклассической теории, а классическая экономическая теория отошла на второй план.
Вывод
Главные достижения классической школы: начали развивать теорию стоимости и того, как появляется прибавочная стоимость, выработали и начали применять прогрессивные для того времени методологические приемы исследования, обосновали принцип экономической свободы, выявили взаимосвязь факторов производства, создали фундамент для дальнейшего анализирования внутренних причин функционирования экономики.