О чем статья
Введение
Добро пожаловать на лекцию по древнерусской мифологии! Сегодня мы будем изучать удивительный мир древних славян и их верований. Древнерусская мифология – это совокупность мифов, легенд и преданий, которые существовали на Руси в древние времена. Она помогает нам понять, какие боги и герои были почитаемы и какие ценности были важны для наших предков.
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Что такое древнерусская мифология?
Древнерусская мифология – это система верований и представлений, которая существовала на Руси в древние времена. Она включает в себя множество мифов, легенд и богов, которые были почитаемы и поклоняемы древними славянами.
Мифология – это особый вид религиозных представлений, который объясняет происхождение мира, природных явлений, жизни и смерти. В древнерусской мифологии боги и герои играли важную роль в жизни людей, они были почитаемы и обращались к ним за помощью и защитой.
В древнерусской мифологии существовало множество богов, каждый из которых отвечал за определенную сферу жизни. Например, Перун был богом грома и молнии, Велес – богом земли и плодородия, Сварог – богом огня и кузнечества.
Мифы и легенды древнерусской мифологии рассказывали о битвах богов, о создании мира, о приключениях героев. Они передавались из поколения в поколение устно, через сказителей и певцов, и являлись важной частью культуры и идентичности древних славян.
Значение ознакомления с древнерусской мифологией для старших дошкольников
Ознакомление с древнерусской мифологией имеет большое значение для старших дошкольников, так как:
Развивает культурное наследие
Изучение древнерусской мифологии позволяет детям познакомиться с культурным наследием своего народа. Они узнают о том, как жили и верили наши предки, какие боги и герои были в их мифологии. Это помогает формировать у детей чувство принадлежности к своей культуре и национальной идентичности.
Расширяет кругозор
Изучение древнерусской мифологии позволяет детям познакомиться с новыми и интересными историями, персонажами и событиями. Они узнают о разных богах, героях и их подвигах, что помогает расширить их кругозор и познакомиться с разными аспектами культуры и истории.
Развивает воображение и творческое мышление
Изучение древнерусской мифологии стимулирует развитие воображения и творческого мышления у детей. Они могут представлять себя в роли героев мифов, создавать свои собственные истории и рисовать или рассказывать о них. Это развивает их фантазию, способность к творчеству и самовыражению.
Учит ценить природу и окружающий мир
Древнерусская мифология тесно связана с природой и окружающим миром. Боги и герои мифов часто символизируют разные стихии и явления природы. Изучение мифологии помогает детям понять взаимосвязь между человеком и природой, научиться ценить и беречь окружающую среду.
Таким образом, ознакомление с древнерусской мифологией имеет большое значение для старших дошкольников, так как оно развивает их культурное наследие, расширяет кругозор, развивает воображение и творческое мышление, а также учит ценить природу и окружающий мир.
Что такое народная пластика?
Народная пластика – это одно из выражений народного искусства, которое включает в себя создание различных скульптурных и рельефных форм из различных материалов, таких как дерево, глина, камень и другие.
Особенностью народной пластики является то, что она отражает народные традиции, обычаи и верования. Часто народные скульптуры и рельефы изображают богов, героев, животных и другие символические фигуры, связанные с мифологией и культурой народа.
Народная пластика имеет свои особенности в разных регионах и народах. Например, в древнерусской народной пластике часто встречаются изображения богов и героев, а также символы природы, такие как солнце, луна и деревья.
Изучение народной пластики позволяет понять и оценить культурное наследие народа, а также развить творческое мышление и воображение. Она также может использоваться в образовательных целях для ознакомления с древнерусской мифологией и другими аспектами культуры и истории народа.
Средства народной пластики для ознакомления с древнерусской мифологией
Одним из основных средств народной пластики, которое можно использовать для ознакомления с древнерусской мифологией, являются различные изображения богов и героев. В древнерусской мифологии существует множество богов, каждый из которых имеет свои особенности и символы. Например, изображение бога Перуна часто включает в себя молнию и орла, а богини Мокоши – плетение и пряжу.
Также в народной пластике можно найти изображения символов природы, которые также связаны с древнерусской мифологией. Например, солнце и луна являются важными символами в мифологии и часто изображаются в народной пластике. Деревья также имеют особое значение в древнерусской мифологии и могут быть представлены в виде изображений или резных фигур.
Кроме того, народная пластика может включать в себя изображения различных сказочных существ и персонажей, которые также связаны с древнерусской мифологией. Например, изображения ведьм, волшебников, леших и других сказочных персонажей могут помочь детям лучше понять и визуализировать мифологические сюжеты и истории.
Использование народной пластики в ознакомлении с древнерусской мифологией позволяет детям не только узнать о различных богах, символах и персонажах, но и развить свою творческую мысль и воображение. Они могут создавать свои собственные резные фигуры, рисунки или даже театральные декорации, вдохновленные древнерусской мифологией.
Примеры использования народной пластики в ознакомлении со сказками и мифами
Создание резных фигур
Одним из способов использования народной пластики в ознакомлении со сказками и мифами является создание резных фигур. Дети могут изготовить свои собственные фигурки из дерева или глины, вдохновленные персонажами из сказок и мифов. Например, они могут сделать резную фигурку лешего, бабы-яги или змея Горыныча. Это поможет им лучше представить себе эти персонажи и их роли в сказках и мифах.
Рисование символов и персонажей
Другим способом использования народной пластики является рисование символов и персонажей на различных поверхностях. Дети могут нарисовать символы древнерусской мифологии, такие как Солнце, Луна, Змей Горыныч, на бумаге, дереве или камне. Они также могут нарисовать персонажей из сказок и мифов, чтобы лучше представить себе их внешний вид и характеристики.
Создание театральных декораций
Третий способ использования народной пластики в ознакомлении со сказками и мифами – создание театральных декораций. Дети могут сделать резные или нарисованные декорации, которые отображают места, где происходят события в сказках и мифах. Например, они могут создать декорацию леса для сказки о лешем, или декорацию подводного царства для сказки о Русалке. Это поможет им лучше погрузиться в мир сказок и мифов и представить себя в роли героев.
Использование народной пластики в ознакомлении со сказками и мифами позволяет детям не только узнать о различных персонажах и символах, но и развить свою творческую мысль и воображение. Они могут самостоятельно создавать и воплощать свои идеи, что способствует развитию их художественных и творческих навыков.
Как провести занятие по ознакомлению старших дошкольников с древнерусской мифологией с помощью народной пластики
Для проведения занятия по ознакомлению старших дошкольников с древнерусской мифологией с помощью народной пластики, следуйте следующим шагам:
Шаг 1: Введение
Начните занятие с краткого введения в древнерусскую мифологию. Расскажите детям, что это такое и какие персонажи и символы в ней существуют. Объясните, что народная пластика – это один из способов изображения и передачи этих персонажей и символов.
Шаг 2: Показ примеров народной пластики
Покажите детям различные примеры народной пластики, такие как деревянные игрушки, резные фигурки, роспись на предметах и т.д. Объясните, что эти предметы создавались русскими мастерами для передачи и сохранения древнерусской культуры и мифологии.
Шаг 3: Рассмотрение конкретных персонажей и символов
Выберите несколько конкретных персонажей или символов из древнерусской мифологии, таких как Леший, Русалка, Баба-Яга и т.д. Расскажите детям о каждом из них, их особенностях и роли в сказках и мифах.
Шаг 4: Творческая активность
Предложите детям самостоятельно создать свои собственные фигурки или рисунки, изображающие выбранных персонажей или символы. Предоставьте им различные материалы для работы, такие как глина, пластилин, карандаши, краски и т.д. Поощряйте их творческое мышление и давайте возможность поделиться своими работами с остальными.
Шаг 5: Обсуждение и заключение
По завершении творческой активности, проведите обсуждение с детьми. Попросите их рассказать о своих работах и объяснить, как они передали особенности выбранных персонажей или символов. Заключите занятие, подчеркнув важность сохранения и изучения древнерусской мифологии и народной пластики.
Таким образом, проведение занятия по ознакомлению старших дошкольников с древнерусской мифологией с помощью народной пластики позволяет им не только узнать о различных персонажах и символах, но и развить свою творческую мысль и воображение.
Сравнительная таблица: Древнерусская мифология и народная пластика
Тема | Древнерусская мифология | Народная пластика |
---|---|---|
Определение | Совокупность мифов, легенд и верований, характерных для древних русских племен и народов | Искусство, основанное на народных традициях и символах, передающее народные представления и образы |
Значение | Понимание культурного наследия и истории русского народа, развитие воображения и творческого мышления | Сохранение и передача народных традиций, развитие художественного вкуса и эстетического восприятия |
Средства | Мифы, легенды, символы, образы богов и героев | Фольклорные персонажи, народные ремесла, народные костюмы и украшения |
Примеры использования | Рассказы, игры, рисование, создание театральных постановок | Изготовление народных игрушек, рисование народных узоров, создание народных костюмов |
Цель | Ознакомление с древнерусской культурой и развитие эстетического восприятия | Сохранение и передача народных традиций и развитие художественного вкуса |
Заключение
В заключение можно сказать, что ознакомление старших дошкольников с древнерусской мифологией через народную пластику является эффективным и интересным методом обучения. Это позволяет детям не только узнать о древних сказаниях и богах, но и развить свою творческую и художественную активность. Народная пластика становится мостом между прошлым и настоящим, помогая детям понять и ценить свою культуру и наследие.