Педагогические течения: от авторитарного воспитания к гуманистической педагогике

Педагогика 29.09.2023 0 315 Нашли ошибку? Ссылка по ГОСТ

Статья рассказывает о двух различных подходах в воспитании детей – авторитарном и гуманистическом, и о том, как они влияют на развитие личности ребенка.

Помощь в написании работы

Введение

В педагогике существует множество различных подходов и методов воспитания и обучения. Один из таких подходов – авторитарное воспитание, основанное на строгих правилах и подчинении авторитету. Другой подход – гуманистическая педагогика, которая акцентирует внимание на индивидуальности и развитии личности студента. В данном плане лекции мы рассмотрим основные принципы и свойства этих двух подходов, а также их влияние на процесс обучения и воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Подробнее

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание – это подход к воспитанию, основанный на строгих правилах, жесткой иерархии и подчинении детей взрослым. В этом подходе родители или педагоги играют роль авторитетных фигур, которые принимают решения и устанавливают правила без учета мнения и потребностей детей.

Основные черты авторитарного воспитания:

  • Строгие правила и дисциплина. В авторитарном воспитании детям накладываются жесткие правила, которые они должны следовать без возражений. Нарушение правил часто влечет за собой наказание.
  • Иерархия и подчинение. В авторитарном воспитании дети должны подчиняться взрослым и выполнять их указания без вопросов. Взрослые принимают решения и контролируют поведение детей.
  • Отсутствие диалога и обсуждения. В авторитарном воспитании детям редко предоставляется возможность высказывать свое мнение или задавать вопросы. Решения принимаются исключительно взрослыми.
  • Наказание и поощрение. В авторитарном воспитании наказание играет важную роль в формировании поведения детей. Дети получают поощрение за подчинение и выполнение правил, а также наказание за нарушение правил.

Авторитарное воспитание может иметь некоторые негативные последствия для развития детей. Оно может подавлять их индивидуальность, инициативу и самостоятельность. Дети, воспитанные в авторитарном стиле, могут испытывать трудности в принятии решений и самостоятельном решении проблем.

Однако, в некоторых случаях авторитарное воспитание может быть эффективным, особенно в ситуациях, требующих строгой дисциплины и подчинения, например, во время чрезвычайных ситуаций или военных действий.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика – это подход к образованию, который ставит в центр внимания развитие личности ученика. Он основан на убеждении, что каждый ребенок уникален и имеет потенциал для саморазвития и самореализации.

Основные принципы гуманистической педагогики:

  • Централизация личности: Гуманистическая педагогика признает важность индивидуальности каждого ученика. Учитель ставит задачу помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал и развить свои способности.
  • Самоактуализация: Гуманистическая педагогика стремится создать условия, в которых ученик может самореализоваться и достичь своих целей. Учитель поддерживает и стимулирует ученика в его стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Сотрудничество: Гуманистическая педагогика подразумевает сотрудничество между учителем и учеником. Учитель выступает в роли наставника и поддерживает ученика в его учебных и личностных достижениях.
  • Активное обучение: Гуманистическая педагогика акцентирует внимание на активном участии ученика в образовательном процессе. Ученик становится активным участником, а не пассивным слушателем. Он самостоятельно исследует, задает вопросы и вырабатывает собственные выводы.
  • Позитивная атмосфера: Гуманистическая педагогика создает позитивную и поддерживающую атмосферу в классе. Учитель выражает свою заинтересованность и уважение к каждому ученику, создавая условия для их эмоционального и социального развития.

Гуманистическая педагогика помогает ученикам развивать свою самооценку, самодисциплину и ответственность. Она способствует формированию гармоничной личности, способной к самореализации и успешной адаптации в обществе.

Таблица сравнения авторитарного воспитания и гуманистической педагогики

Аспект Авторитарное воспитание Гуманистическая педагогика
Определение Метод воспитания, основанный на строгом контроле и подчинении учеников авторитету учителя. Подход к воспитанию, основанный на уважении к индивидуальности ученика, его потребностях и развитии.
Роль учителя Учитель играет роль авторитета, принимает все решения и контролирует учеников. Учитель выступает в роли наставника и поддерживает развитие ученика, помогая ему самостоятельно искать знания и решать проблемы.
Роль ученика Ученик должен подчиняться и следовать указаниям учителя без возможности высказывать свое мнение. Ученик активно участвует в учебном процессе, выражает свои мысли и мнения, самостоятельно принимает решения.
Цель воспитания Формирование дисциплины, подчинения и усвоения знаний. Развитие личности, самоопределение, самореализация и формирование навыков самостоятельного мышления.
Подход к ошибкам Ошибки рассматриваются как недопустимые и наказуемые. Ошибки рассматриваются как возможность для учения и развития, учитель помогает ученику разобраться в них и найти решения.

Заключение

Авторитарное воспитание и гуманистическая педагогика представляют два различных подхода к воспитанию и образованию. Авторитарное воспитание основано на строгих правилах, подчинении и контроле со стороны взрослых. Гуманистическая педагогика, напротив, акцентирует внимание на индивидуальности, свободе и саморазвитии ученика.

Авторитарное воспитание может быть эффективным в определенных ситуациях, особенно когда требуется строгая дисциплина и подчинение. Однако, оно может ограничивать творческое мышление и самостоятельность ученика.

Гуманистическая педагогика, напротив, ставит целью развитие личности ученика, его самооценки и самореализации. Она поддерживает индивидуальный подход к каждому ученику и активное участие в образовательном процессе.

В итоге, выбор между авторитарным воспитанием и гуманистической педагогикой зависит от конкретной ситуации, целей и потребностей учеников. Важно найти баланс между строгостью и свободой, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития и обучения каждого ученика.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter
Аватар
Филипп Х.
Редактор.
Копирайтер, коммерческий автор, писатель, сценарист и автор-универсал в широком смысле.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

315
Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *