Традиции в науке и мнение ученых разных времен

Философия 17.09.2021 0 1945 Нашли ошибку? Ссылка по ГОСТ

Традиции в науке – это знания и опыт исследований ученых, передающиеся из поколения в поколение. Они являются важнейшим двигателем развития общества, закладывают основы научных дисциплин и школ, именно от них зависит направление деятельности ученых.

Т.Кун

Впервые к исследованию традиций в науке обратился американский философ Т. Кун. Он рассмотрел традиции как главный фактор развития науки и как фактор необходимый для этого развития.

Любая традиция, будь то культурная, политическая или социальная – всегда базируется на достижениях, которые внесли в нее предшествующие поколения, их в свою очередь преобразуют и вносят свой вклад следующие. Таким образом, наука всегда идет в ногу со временем и не стоит на месте.

Одной из самых главных работ Т.Куна является «Структура научных революций», в которой автор анализирует историю науки и рассматривает ее в качестве истины. Т.Кун говорит о том, что наука, как и истина, к которой она стремится, проходит через периодические революции, называемыми в его терминологии «сменой парадигм». Парадигма представляет собой общие знания, ценности, подходы и методы, разделяемыми членами научного сообщества.

Для более детального представления о парадигме, Т.Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Термин обозначает нечто общее, связывающее ученых, исследующих одну парадигму, одну определенную дисциплину.

Дисциплинарная матрица согласно Т.Куну включает в себя три составляющих:

Концептуальная модель – определяет структуру и сущность конкретной предметной области, представляет собой совокупность понятий, характеристик, свойств и смысловых связей.

Ценностные установки, принятые в научном сообществе и влияющие на направление науки. Установки определяют критерии оценки результатов тех или иных исследований и служат своего рода объединяющим фактором в сообществе ученых, поддерживая в нем чувство единства.

Образцы решения конкретных задач и проблем, накопленные предыдущими поколениями. Они позволяют новым ученым опираться на уже достигнутые выводы, сопоставлять их с новыми условиями и рассматривать их под другими углами.

Сила традиции заключается в том, что общество, по сути, повторяет одни и те же действия, но при разных обстоятельствах и внося свои коррективы. Признать ту или иную концепцию за парадигму означает ее осмысление с точки зрения уже имеющихся стандартных способов изучения и анализа. Исходя из этого, нормальная наука непрерывно развивается в первую очередь благодаря своей традиционности.

Традиции в науке различаются по способу получения знаний на вербализованные (явные) и невербализованные (неявные).

Первые существуют в виде текстов, монографий, теорий, уже четко зафиксированных в науке, в то время как вторые не имеют предметного выражения.

Неявные традиции передаются от одного поколения к другому на уровне образцов познания, через демонстрацию приемов и подходов. Примером может служить обучение врачей, на практике они учатся проводить сложные операции, при этом от преподавателя к ученику знания передаются неявно.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Нильс Бор и Эйнштейна

Нильс Бор сформулировал принцип соответствия старой и новой теории. Согласно ученому каждая новая наука опирается на старую, принимает уже устоявшиеся теории, обнаруживает их различия и видоизменяет.

По словам Эйнштейна, предназначение науки состоит не только в обнаружении новых выводов, также наука должна закладывать фундамент для ее дальнейшего развития следующими поколениями. Таким образом, наука будет непрерывно прогрессировать. При этом новая теория не обязательно опирается на новую во всех возможных категориях, она вправе выявить недостатки и ограниченность старой теории и оценить ее достижения с более глубокой точки зрения.

Ньютон

Ньютон также рассуждал на тему традиций в науке с точки зрения накопленного опыта. Даже при выборе предмета изучения ученые, по мнению физика, исходят из уже имеющихся законов. Истинные открытия достигаются не умом одного человека, это совокупность мыслей и выводов, принадлежащие массе деятелей того или иного времени. Ньютон считал, то великие личности способны изменить точку зрения человечества и понимание мира в целом.

Р. Фейман

Важнейший аспект преемственного развития науки состоит в том, что при исследовании необходимо выходить за рамки уже существующих парадигм. Американский ученый Р. Фейман подчеркивал эту мысль в своих работах, считал, что роль деятелей состоит в распространении имеющихся знаний за пределы постигнутого. Только соблюдая это условие, наука оказывается плодотворной и только так она развивается.

Итак, каждый новый научный шаг обусловлен ранее накопленным опытом. Поэтому научный прогресс зависит не только от социальных условий и других факторов настоящего времени, но и от уже выработанной системе представлений, обобщившей накопленные выводы и теории. По содержанию наука является продолжением имеющихся знаний, при этом совершенствует их в соответствии с новыми условиями. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Полезные источники

Кун, Т. «Структуры научных революций» / Т. Кун. – М.: АСТ, 2014. – 702 c.

Жак Ле Гофф. «Интеллектуалы в средние века». — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 160 с.

Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 352с.

Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания / М.А. Розов Теория социальных эстафет. Москва, 2008. – 354 с.

Крянев, Ю.В. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Ю.В. Крянев, Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова. – М.: Альфа-М, 2016. – 366 c.

 

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL + Enter

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1945