Прочитайте текст и выполните задания A6 – A12; B1- В8.
(1)Почти у каждого из нас остались в памяти ещё с детства лесные поляны, что засыпаны листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолётного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим
чувство волнения и счастья (3)Такое чувство давно виденных милых мест остаётся от «волжских» и «осенних» картин Левитана.(4)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. (5)Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
(6)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (7)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (8)Но хороших мест не было, Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость. (9)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
(10)Наконец в Плёсе Левитану посчастливилось увидеть с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (11)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. (12)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко в глиняных горшках, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.(13)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
(14)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (15)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.(16)По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. (17)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (18)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие.(19)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашенным в спелые цвета.(20)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, а вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.
(21)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (22)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак. (23)То дети, исподтишка подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (24)А то придёт тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю.
(25)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (26)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (27)Об этих полотнах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка». (28) Картины Левитана, без всякого сомнения, требуют медленного рассматривания. (29)Не ошеломляющие глаз, они скромны и точны, подобно чеховским рассказам. (30)Но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина родной русской земли.
(По К.Г. Паустовскому)
А6 На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Что нравилось Левитану в природе средней полосы России?
2) Какие названия дал художник своим «волжским» и «осенним» картинам?
3) Когда у Левитана в картинах появился свет и блеск?
4) Как описан в тексте маленький волжский городок?
А7 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «покой» (предложение 12).
1) безмятежность
2) сон
3) лень
4) бездействие
А8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) Наконец в Плёсе Левитану посчастливилось увидеть с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей.
3)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, а вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.
А9 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СОЛНЦЕМ (предложение 1) согласный звук [л] является непроизносимым.
2) В слове ИСПОДТИШКА (предложение 23) буква Д обозначает звук [т].
3) В слове ВЫЗЫВАЕТ (предложение 2) все согласные звуки твердые.
4) В слове СВОЮ (предложение 24) букв меньше, чем звуков.
А10 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
1) блестят
2) посчастливилось
3) яблоневых
4) росла
А11 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?
1) разбегутся
2) рассматривания
3) подталкивая
4) приносил
А12 Правописание какого слова определяется правилом: «Две буквы –Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , – енн- »?
1) рубленную (предложение 10)
2) безветренных (предложение 1)
3) виденный (предложение 3)
4) окрашенным (предложение 18)
Часть 3. Здания с развернутым ответом. Лексический, синтаксический анализ.
При выполнении заданий этой части (В1-В8) запишите Ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.
Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.
В1 Замените разговорное слово «долю» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (предложение 15), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________________________________________________
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 14.
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданиям В4-В8 запишите числами.
В4 Среди предложений 5-13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
В5 Среди предложений 21-26 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
В6 Среди предложений 18-23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
В7 Среди предложений 23-30 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.
Ответ: _________________________________________________________________
В8 Среди предложений 4-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __