О чем статья
Черты правотворчества
- представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
- носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
- является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.
В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Принципы правотворчества
Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:
Принцип законности
- нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
- предполагает наличие определенной процедуры;
- форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
- новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.
Принцип научности
- разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
- планирование приоритетности принимаемых актов;
- прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
- анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
- учет научных рекомендаций.
Принцип профессионализма
Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.
Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.
Принцип демократизма
В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.
Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.
Принцип гласности
Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.
Принцип оперативности
Предполагает своевременность издания юридических норм, т.е. право должно соответствовать духу времени.
Принцип системности
Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.
Субъекты правотворчества
Субъектами правотворчества называют государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Виды правотворчества
В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.
Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.
Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.
Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:
- Решения референдума обладают высшей юридической силой.
- Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
- Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
- Референдум организуется и проводится государством.
Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.
Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.
Акты данного вида имеют ряд особенностей:
- Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
- Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
- Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
- Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
- Принятые нормы краткосрочны.
Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.
Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).
Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.
Вывод
Правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное значение.