О чем статья
Определение понятия чистая монополия
При наличии на чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара, аналогов или заменителей которому нет в других отраслях. Чистая монополия — пример несовершенной конкуренции.
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Признаки чистой монополии
- Производство находится под контролем одного продавца, который олицетворяет собой всю отрасль. Сам продукт уникален по своим свойствам и у него нет даже близких по значению аналогов. Для покупателя это значит: или покупать товар, или вообще обходиться без него.
- Производитель сам определяет цену, а покупатель на нее соглашается.
- Вход в отрасль закрыт для новых фирм.
- Чистая монополия существует только при наличии естественных или искусственных барьеров.
Виды монополии
Естественные монополии появляются из-за совокупности ряда естественных факторов.
Пример
РЖД и другие госкомпании
Монополии, основанные на добыче уникальных ископаемых.
Пример
Любая российская компания, добывающая нефть, газ, никель.
Монополии под контролем государства.
Пример
Все сети электро- и теплоснабжения.
Открытые монополии возникают из-за выпуска абсолютно новой продукции.
Пример
В свое время Nokia, предлагающая первые сотовые телефоны.
Закрытые монополии возникают, когда государство запрещает ряду компаний какой-то вид деятельности, который разрешает другим.
Пример
ВПК — военно-промышленный комплекс
Географические монополии возникают в удалённо расположенных населенных пунктах.
Пример
Почта России — как единственная почтовая компания в отдаленных населенных пунктах.
Технологические монополии возникают из-за особенностей технологии.
Пример
В свое время это были домашние телефоны.
Естественные барьеры
Существуют естественные барьеры, благодаря которым образуются разные виды монополий.
Экономические барьеры
Отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции.
В этом случае остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия.
Другая причина возникновения естественных барьеров — внутренний рынок страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.
Технологические барьеры
Технологические барьеры связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень технологии делает невозможной.
Пример
Бессмысленно для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.
Финансовые барьеры
Чтобы новой компании войти на монополизированный рынок с большими объемами выпуска, у компании должны были инвестиции, квалифицированные кадры и т. д.
Собственность на некоторые виды ресурсов
Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного товара, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм.
Искусственные барьеры
Искусственные барьеры создаются игроками рынка или государством.
Юридические барьеры
Гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий, обеспечение секретности разработок со стороны правительства. Все это может превратить одну компанию в монополиста.
Методы недобросовестной конкуренции
- распространение ложных сведений о конкуренте;
- демпинг;
- криминальные и прочие методы.
Вывод
Большинство чисто монопольных отраслей являются таковыми по естественными причинам. Они, как правило, находятся под контролем правительств. Государство защищает монополию от любых угроз.
И государство заинтересовано, чтобы продукцию монополии потребляло население. Поэтому цены на нее контролируются. А сам монополист получает дотации.